123

 

ISSN 0536-1028 (Print)              ISSN 2686-9853 (Online)  

УДК 550.837

ВИШНЕВ В. С.
Разработана модель источника поля помех, создаваемого импульсными токами тяговой сети
электрической железной дороги, для случая, когда режим его возбуждения установившийся.
Описаны методические приемы, позволяющие выделять однотипные по структуре источника
сигналы. Представлена математическая формула, преобразующая эти сигналы в значения ка-
жущегося сопротивления среды. Рассмотрены результаты экспериментальных исследований
на примере участка железнодорожной ветки Екатеринбург–Тюмень. Полученные данные со-
поставлены с результатами других независимых методов электроразведки и геологическим
строением района исследований. Это позволило оценить сопротивление пород верхней части
земной коры до глубин около 1 км. С помощью описанного метода можно получать важную
информацию о геоэлектрическом строении среды в неблагоприятных условиях для традицион-
ных методов электроразведки.
К л ю ч е в ы е с л о в а : электрическая железная дорога; поле помех; полезный сигнал; модель
источника; кривые кажущегося сопротивления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вишнев В. С. Некоторые характеристики техногенного электромагнитного импульсного поля
тяговой сети железной дороги // Уральский геофизический вестник. 2003. № 5. С. 16–23.
2. Вишнев В. С. Определение кажущегося сопротивления слоистой среды в методе блуждаю-
щих токов // Уральский геофизический вестник. 2010. № 1(16). С. 10–16.
3. Краснобаева А. Г., Вишнев В. С., Руднева Т. Л. Геоэлектрическое строение верхней мантии по
профилю Красноуфимск–Омск: матер. междунар. семинара. Прага, 1972. С. 313–320.
Поступила в редакцию 11 ноября 2016 года